Новосибирск, январь, 2010 г. Вопросы Журнала «Совет директоров Сибири» А.Н. Дмитриеву

Вопросы Журнала «Совет директоров Сибири» А.Н. Дмитриеву:

1. На какие общепланетарные процессы сегодня стоит обратить внимание с Вашей точки зрения ученого?
  2. Каковы сценарии дальнейшего развития нашей планеты?
  3. Какого Ваше мнение по поводу пропаганды со стороны массовой культуры идеи об очередном «Конце света» в 2012 г.?

Ответы на Ваши вопросы можно представить «в стиле телеграмм», поскольку ответ по существу (с обоснованием доказательств) потребует целой монографии. Огромная информоемкость вопросов вынуждает автора сосредоточиться на ответах с редко публикуемыми сведениями.

Да, действительно, Земля в настоящее время пребывает в состоянии планетофизических перемен , которые тесно увязаны и с событиями космофизического характера, происходящими во всей Солнечной системе. На всех планетах нашей системы идут новые энергоемкие и разнообразные процессы , т.е. идет процесс, образно говоря, пересоздания климатических машин. Поэтому общий характер Ваших вопросов содержательно вполне уместен, а касательно Земли можно указать на следующие характеристики общепланетарных процессов. При этом подчеркнем, что в основе приводимых сведений (формулировок, цифр) лежат многолетние научные исследования Мирового общества по многим научным направлениям.

1. Идет скоростное общепланетарное климатическое преобразование , сопровождаемое совокупностью разнообразных и энергоемких планетофизических процессов (сейсмических, вулканических, геодинамических). Одним из этих процессов является и развертывающееся глобальное потепление. Процесс этого потепления крайне неравномерен во времени и подвижен в пространстве. Прямым и очевидным доказательством этого процесса является таяние запасов льда на поверхности Земли: в Арктике, Антарктике, Гренландии, а также таяние континентальных ледников. Глобальное таяние льдов (и интенсивная деградация «вечной» мерзлоты) ведет не только к повышению уровня Мирового океана, но и к модификации химического состава атмосферы (особенно в сторону ее обогащения парниковыми газами, в основном - метаном). Уже достигнутое потепление, преимущественно на полюсах Земли, вызвало массовый необратимый переход твердой фазы метана (газогидрата) в газообразную фазу. Именно газообразный метан уже сейчас становиться основной газовой составляющей при повышении глобальной и региональной температуры (за счет парникового эффекта). Подчеркнем, что количество метана в газогидратной фазе намного превосходит (в сотни раз) запасы метана в газовой фазе. Отметим также, что 1 кубометр газогидрата производит более 150 кубометров газа метана. Газогидраты сконцентрированы в основном в полярных шельфовых регионах, особенно на арктическом побережье Сибири, что и составляет основу растущего геополитического беспокойства Мирового сообщества. В целом также следует подчеркнуть факт потери роли «холодильников» со стороны полюсов Земли и дрейф их дальнейшей роли в сторону «подогревателей». Естественно, что это переключение роли полюсов уже привело к генерации погодных структур нового поколения , которые во времени быстро меняются и «рыскают по пространству». Отсюда возрастающая частота и амплитуда температурных различий (то холодно, то жарко), а сама мозаика погодных условий неизбежно будет множиться. Успешный прогноз на длительное, устойчивое состояние погоды будет резко уменьшаться и по причине быстрого снижения альбедо Земли (способности отражения солнечных лучей). Резкое снижение площади арктических льдов (их полная убыль прогнозируется к 2050 г.) приводит к дополнительному поглощению солнечной энергии и к ускорению того же потепления. Это, в свою очередь, вызывает учащение и усиление ливней, снегопадов и быструю перемежаемость высоких и низких температур на средних широтах, что хорошо проявляется этой зимой – «тепло» на полюсах и «холодно» в городах. Далее приведем краткие сведения узкого оповещения со стороны Систем мировой информации.
  2. Идет скоростная переполюсовка общего геомагнитного поля Земли , при которой на долгое время (до миллиона лет) южный магнитный полюс становиться северным, а северный – южным. Этот процесс называется инверсией геомагнитного диполя . Но есть еще кратковременная (первые тысячи лет) перемена знака магнитного поля Земли, которая называется экскурсом. Ряд геофизиков и планетофизиков считают, что в 2004 году магнитные полюса, двигающиеся навстречу друг другу, прошли точку возврата, т.е. экскурс перешел в инверсию. Траектории их перемещения хорошо изучены - Северный магнитный полюс движется со стороны Канады через Ледовитый океан к мысу Челюскина в Сибири. А навстречу ему со стороны Антарктиды (через Австралию) движется Южный магнитный полюс. Полюса прошли точку возврата, следовательно, мы являемся свидетелями редко встречающегося (раз в сотни тысяч лет) события переполюсовки геомагнитного поля Земли. В последние годы скорость движения магнитного полюса в Северном полушарии перешла за 60 км в год, в то время как в отсутствии процесса переполюсовки полюса движутся не более 10 см в год. Но магнитное поле Земли это не только дипольное (основное), но оно осложнено еще и четырьмя Мировыми аномалиями, которые сейчас наращивают свою функциональную геофизическую роль и становятся активными «игроками» в пересоздании всей климатической машины Земли. Эти Мировые магнитные аномалии отвечают за «новый магнитный порядок» на Земле. Дело в том, что при переполюсовках (а их на нашей планете была уже не одна сотня) меняется состав и локализация климатостабилизирующих факторов (температурные поля, влагооборот, поля давлений и др.) кроме того, переполюсовка снижает напряженность геомагнитного диполя, а, значит, снижается магнитная защита Земли. В ионосфере Земли за ее историю было накоплено много радиационного материала, но напряженность магнитного поля не пропускает радиацию в приземную атмосферу. А поскольку сейчас защита убывает, то, следовательно, радиационный материал, содержащийся в ионосфере и межпланетном пространстве (например, солнечный ветер), будет легко достигать приземной атмосферы, что собственно уже и происходит.

Вернемся к Мировым магнитным аномалиям: в Северном полушарии – Канадская и Восточно-Сибирская (на водоразделе низовий рек Енисей и Лена), в Южном полушарии – Приантарктическая (между Австралией и Антарктидой) и Бразильская. Характерно, что Бразильская магнитная аномалия является отрицательной, поскольку напряженность ее магнитного поля почти в три раза меньше (23 тыс. нТл) трех положительных Мировых магнитных аномалий (около 60 тыс. нТл).

Еще в 80-х годах прошлого века была установлена специфика Бразильской аномалии, состоящая в том, что она в тысячи раз больше «потребляла» радиационного материала по сравнению с другими аномалиями (пропускала радиацию в приземную атмосферу). И в последние годы на восточном побережье Бразилии отмечаются ураганные высыпания радиоактивного материала в приземную атмосферу (в 90-100 раз больше фоновых значений). В период переполюсовки, как реального процесса в настоящее время, произойдет резкое падение магнитной защиты Земли, и в приземную атмосферу неравномерно по поверхности попадет огромное количество радиационного материала. По имеющимся оценкам максимальное высыпание на Американском континенте (более 200 фоновых доз). Следует подчеркнуть, что во всех изученных эпизодах переполюсовки геомагнитного поля было обнаружено быстрое и значительное потепление климата Земли.

1. Необходимо также отметить нарастающую геолого-геофизическую роль технических систем и процессов в обострении процессов наступившей «эпохи катастроф». Уже к началу нового тысячелетия годовая антропогенная выработка непомерна (10 27 эрг/год), и это ее количество в десять раз превзошло энергетические годовые затраты Земли на землетрясения и более чем в тысячу раз – годовую энергию геомагнитных возбуждений. Надо учесть и тот факт, что огромное количество выработанной людьми энергии в основном электромагнитного характера. Мировые системы радиосвязи (от крайне низких до сверхвысоких частот) окутали земной шар техногенной электромагнитной оболочкой и таким путем нарушили законы и механизмы солнечно-земных взаимодействий. Ресурсная активность технических систем привела к разрушению естественной функциональной роли геологических тел, т.е. выработано более 160 тыс. месторождений полезных ископаемых. Этот процесс ресурсопотребления нарушил систему долговременных носителей геологических закономерностей, что, в свою очередь, повлияло на глобальное и региональное качество геолого-геофизической среды. Атомная и ракетная составляющие активности нашей цивилизации нарушили и преобразовали естественную активность газопламенных оболочек Земли (изменение физики и химии ионосферных и магнитосферных процессов). Многочисленные ядерные (особенно подземные мегатонные взрывы на Алеутских островах и Новой Земле в начале 70-х годов прошлого века). Следует отметить глобальное и тотальное вмешательство людей в гидросферу нашей планеты. По существу все значительные реки зарегулированы – более 60 тыс. речных плотин резко изменили динамику поверхностных и грунтовых вод. Демографический взрыв (более 6 млрд. человек) с одной стороны, и «повышение жизненного уровня» – с другой, приводят ко все более агрессивным программам потребления и воздействия на природные ресурсы. Это значительно отражается как на минеральных ресурсах, так и на биологической продуктивности биосферы (растительные, животные, рыбные царства). Причем, в последнее десятилетие резко обострились геополитические конфликты по двум основным источникам жизнеобеспечения: источникам углеводородов (нефти и газа) и запасам пресной воды. В ближайшей перспективе основные межгосударственные противостояния сосредоточатся вокруг водообеспечения. Запасы воды резко уменьшаются её нарастающим техногенным использованием (в промышленности и сельском хозяйстве), а также таянием «пресных льдов».

Суммируя сведения данного раздела, следует особо подчеркнуть, что основной угрозой общепланетарных процессов является текущая фаза нашей техногенной цивилизации. Это действительно так, поскольку человеческая деятельность адресуется всем процессам, системам и состояниям геолого-геофизической среды (то есть всем земным оболочкам: магнитосфере, ионосфере, атмосфере, гидросфере, литосфере, мантии и земному ядру). Причем характерно, что изучение последствий резкой модификации природной среды обитания человечеством не производится, а неудержимо продолжает наращиваться «борьба с Природой». Отсюда легко усматривается, что дальнейшие сценарии развития нашей планеты полностью сосредоточены в руках человечества , ну а Природа «поддержит» любой сценарий, по которому пойдут (или их поведут) люди. Но это уже область глобальной и экспериментальной социологии…

Совсем коротко о событиях 2012 года. Дело в том, что в постановке вопроса о «конце света» никаких признаков культуры, как таковой, не содержится. Согласно культурной постановке и логической полноте исследований в этом направлении, следует обогатить поставленный вопрос следующими дополнительными вопросами: «конец тьмы», «начало света», «начало тьмы». Как видите, в такой постановке проблемы становиться понятной персональная заинтересованность кого-то именно в «конце света», но ведь законно существуют и другие интересы. Да, действительно, любители «конца света», как ныне говорят, распиарили этот вопрос не без помощи религиозных средств массовой информации. Апокалиптика в запугивающих и развлекательных средах низведена до шоу и, естественно, обрастает небылицами и новыми модификациями юмора. Но это – социум.

А космофизика «явления 2012 года народу» весьма законна и прозаична. Дело в том, что в день зимнего солнцестояния (22 декабря каждого из 4,5 млрд. лет), линия, соединяет центры Солнца и Земли. Такое соединение периодически происходит каждые 26 тыс. лет и, если (на любителя точности) вы 4,5 млрд. лет (возраст Земли) поделите на 26 тыс. лет, то получите опровержение для всех любителей «конца света». То есть, этот период является законным и эволюционно значимым событием и для Земли, и для биосферы . Немного деталей. Ядро Галактики на данном (достаточно большом) интервале времени находится в зодиаке Стрельца, а Земля в декабре, перемещаясь по своей орбите, находится за Солнцем в созвездии Близнецов. Плоскость эклиптики Солнца медленно прецессирует, и времяёмкость одного полного оборота как раз и составляет 26 тыс. земных лет. Ну а дальше – космофизика этого события. Земля, в указанное время, «затенена» Солнцем и излучающая способность Галактики (10 40 эрг) воздействует на нашу планету опосредованно. Солнце, в данном случае, представляет собой дифракционную систему в передаче галактического излучения на Землю. Это «затенение» образует узкий «просветный луч» (хорошо известное явление для локаторщиков), который пройдет по Земле всего на 4 мин. Но мощность этого луча предельно велика и геоэффективна. И есть количественные оценки возможного воздействия на Землю этого луча (например, Смелов М.В., 2009) со значительными деформационными последствиями, как для газо-пламенных оболочек, так и для земной коры в целом и, конечно, для биосферы. Но, еще раз, все эти события содержатся в «программе» эволюции Земли и Жизни на ней . Лично меня больше настораживают «значительные успехи мировой Экономики». Признателен Вам за поставленные вопросы.

Дмитриев А.Н.